ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Аскарова Ирода Тахировна Научьный соискатель кафедры психологии БГУ
Аннотация: Мазкур мақолада тўлиқ ва нотўлиқ оилалардаги кичик мактаб ёшидаги болаларнинг жинсий идентификация хусусиятлари ва уларнинг роллари кўрсатиб берилган.
Калит сўзлар: Идентификация, тўлиқ ва нотўлиқ оила, интеллектуал, психологик муаммо, субстанция.
Аннотация: В данной статье говорится об особенности полоролевой идентификации детей младших школьных классов из полных и неполных семей.
Ключевые слова: идентификация, полных и неполных семья, интеллектуал, психологические пролемы, субстанция.
Abstract: This article discusses the features of gender identity of the pupils from complete and incomplete families studying at primary school.
Key words: identification, complete and incomplete family, intellectual, psychological problems, substance.

Актуальность: Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.
Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.
Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства»[1].
В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.
В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.
В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания. В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.
В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.
Учение ислама, признает, что дети в руках родителей — это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.
В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.
Изучение роли семьи в становлении личности ребенка представлено в работах А. Карлсона, Т. Парсонса, Д. Попеное, И.С. Кона. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые как Ф.А. Ильдарханова, В.А. Мудрик, Ю.И. Шилов. Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И. Дементьева, Н. Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова.
Половая идентификация – это осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.
Это стадиальный процесс, который при жизни проходит каждый человек. Успешность прохождения этого процесса во многом зависит от того, в какой семье воспитывался человек. В наше время становится все больше неполных семей. Тех семей, которые состоят из одного родителя. Соответственно, ребенок, воспитывающийся в неполной семье, подвержен искажению процесса половой идентификации. Это значит, что дети из неполных семей в большинстве случаев имеют неверные, неправильные гендерные представления.
Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Только взаимодействие полов придает половой идентификации смысл. В неполной семье ребенок вместе с взрослыми не переживает эти отношения и не видит четкой модели поведения. У него не создается модель собственного поведения как представителя определенного пола, поэтому можно предположить, что у детей из неполных семей присутствуют некоторые проблемы в становлении половой идентичности. Младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек – с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания. Дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного. Гендерная сегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.
Актуальность изучения данного вопроса связана с происходящими в современном обществе явной переоценкой и смешением представлений о гендерных ролях, так как на сегодняшний день высоко число разводов. При этом дети смешивают роль мужчины и женщины в семье, а также качества, присущие им.
Таким образом, можно сказать, Значение семьи в развитии общества обусловлено прежде всего тем, что через ее деятельность осуществляется процесс непрерывного биологического, социального и духовно-нравственного обновления поколений, что является одним из непременных условий общественного прогресса. Следовательно, правильное понимание сущности семьи предполагает анализ ее структурообразующих элементов, в том числе и такого, как социально-естественные отношения.
Методика: В исследовании участвовали 39 учащихся младших классов, воспитывающиеся в узбекских, русских и татарских семьях. Из них 19 человек из полных 20 - из неполных семей. В нашем исследовании приняли участие 23 мальчика и 16 девочек. Для изучения данного вопроса мы воспользовались методиками, которые помогли бы нам помочь полностью раскрыть поставленную перед нами задачу. Им предлагались бланки, которые включали все 5 методик. Выбранные нами методики являются проективными, так как детям младшего школьного возраста неинтересно или даже сложно отвечать на тесты, которые содержат много вопросов. Для проведения исследования мы просили у учительниц школ дать нам список детей из неполных семей. В ходе проведения опроса в классе участвовали все ученики и из полных и неполных семей, затем в ходе обработки результатов мы делили уже бланки детей из полных и неполных семей на две группы. В одном классе может быть 5-8 детей из неполных семей, поэтому исследование проводилось в разных школах. При проведении опроса детей из узбекских классов мы помогали им понять методики. Также в процессе выполнения заданий мы беседовали с детьми.
В проведенном нами исследовании были использованы следующие методики:
Тест 20 утверждений на самоотношение (М. Кун, Т. Макпартленд) (Twenty statements self attitude Test-Kuhn M., McPartland T., 1966). Тест представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.
Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Испытуемый также инструктируется давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последовательности, грамматике и логике.
Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Регистрируемые показатели: ответы испытуемых, их количество и количество всех слов в ответах. Анализ данных исследований позволил выделить ряд категорий, которые впоследствии использовались в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия); идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания); интересы и увлечения; стремления и цели; самооценки.
Общая тенденция состоит в том, что "присоединяющие" утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей ("сын", "мальчик" и другие) выносятся раньше, чем "дифференцирующие" (указывающие специфический признак – "слишком толстый", "неудачник" и т. д.).
Обычно делается предположение, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, то есть структуре самоидентичностей, однако этот тезис не является доказанным. Вполне возможны влияния со стороны защитных стратегий, при которых наиболее значимое отодвигается "на потом", или со стороны стереотипов заполнения официальных анкет и учетных карточек.
Показано, что ответы детей отличаются от ответов взрослых: первые чаще определяют себя через свои ситуативные и частные проявления.
Необходимо также различать ответы, касающиеся самоидентичности в рамках индивидуального уровня самосознания (то есть отражающие принадлежность к таким группам, к которым невозможно не принадлежать, живя в обществе, – половую, возрастную, национальную, семейную) и ответы, касающиеся личностной самоидентичности. Последняя отражает принадлежность испытуемого к группам людей, членство в которых есть результат либо собственного выбора, самоопределения, либо специфической самооценки (мыслитель, защитник окружающей среды и т. д.). Личностная самоидентичность, таким образом, смыкается с наиболее значимыми измерениями дифференцирующей составляющей Я-образа.
Оценивая нестандартизованные самоотчеты с применением контент-анализа в целом, надо отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизированными самоотчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования. Это, однако, является одним из ограничений этого метода – субъект с низкими лингвистическими способностями и навыками самоописания оказывается в худшем положении по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой и навыками самоописания для передачи своих переживаний. Эти различия могут затушевать различия в самоотношении и "Я-концепции" в целом. С другой стороны, любой контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем наложения готовой системы категорий, тем самым приближая результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизованных самоотчетов. На нестандартизированные самоотчеты также влияет стратегия самопрезентации, которая должна учитываться при интерпретации результатов.
Возможные направления интерпретации данной методики: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; какие категории встречаются чаще, чем другие у подростков; анализ содержания категорий; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; среднее количество ответов, которое дают испытуемые; количество всех слов в сампоописаниях; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени"; оценка сложности самоописания, а также какие части речи используются в самоописаниях (прилагательные, существительные, глаголы, местоимения и т. д.), кластерный анализ всех самоописаний как критерий богатства, широты спектра представлений о себе. Данная методика широко используется в индивидуальном консультировании. После заполнения методики с обследуемым ведется беседа, анализируется число ответов, их содержание (формальные-неформальные, выраженность одной или нескольких тем, временная принадлежность ответов). Может проводится дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) – каких ответов больше?.
Теоретической основой создания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос "Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица "Кто Вы такой?"). Диагностическое использование теста затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов.
В сравнении со стандартизированным самоотчетом, можно описать достоинства и недостатки данной методики. Достоинства методики: менее подвержена влиянию стратегий самопрезентации, не ограничивает испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Недостатки: более трудоемка, более трудна для количественной обработки, более подвержена факторам влияния лингвистических способностей испытуемых.
Баллы по данной методики мы подсчитывали, используя 2 параметра.
1. Мы считали количество слов, которые отражали мужские или женские черты в ответах испытуемых.
2. Мы сделали дополнительную шкалу порядка, где вводили значимость слов для детей, т.е. какое именно ранговое место они давали тем словам, которые отражали мужские или женские черты.
Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф)
Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Шкалы: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект
Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.
Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".
Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.
Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.
При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.
Для обработки результатов мы выделили 9 признаков, которые отражали именно отнесение испытуемых себя к определенному полу. Это волосы, подбородок, брови, глаза, губы, руки, туловище, гениталии, необязательные детали. За каждый из этих признаков испытуемый в зависимости от их акцентировки мог получить от -1 до -3 для маскулинных черт и от 1 до 3 для фемининных черт.
Шкала «Маскулинность – фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI)
Данный тест взят из Фрайбургского личностного опросника (FPI). Создан для определения маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности). Методика представляет собой 14 утверждений на которые испытуемому предлагается ответить «да» или «нет».
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям и т. п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном случае – ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас листе ответов, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Ключ. Подсчитывается общая сумма баллов. Чем она больше, тем больше выражена маскулинность и меньше – фемининность.
Тест «Маскулинность и фемининность» (МИФ)
Прототип методики: BSRI (Bem Sex-Role Inventory), S.Bem (1974)
Автор-разработчик: Бессонова Т.Л. (1994)
Автор адаптации: Бессонова Т.Л.
Методика позволяет установить индивидуальную степень выраженности феминности, маскулинности, андрогинности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт. В качестве стимульного материала выступает недостаточно структурированный вербальный материал, включающий 22 прилагательное (7 из них отражают маскулинные качества, 7 - фемининные, 8 - нейтральные), каждым из которых необходимо закончить предложение и оценить получившееся высказывание по степени выраженности (по шкале «всегда», «обычно», «иногда», «никогда»).
Методика позволяет анализировать целостную систему полового самосознания:
1. Полоролевая идентичность - представления о типичности для пола своего поведения или функций, выражающиеся как обобщенные суждения о маскулинности и фемининности, («На самом деле я.....» (я-реальное));
2. Полоролевые стереотипы
- представления о поведении и функциях, характеризующих мужчин или женщин (пропорция М/Ф в образах «Мужчина должен быть..», «Женщина должна быть..»);
3. Полоролевое поведение - представления о паттернах поведения индивида в соответствии с социальными стереотипами мужчин или женщин; соотношение черт маскулинности/фемининности в паттернах, демонстрируемых мужчинам и женщинам (пропорция М/Ф в образах «Мужчины считают, что я...» и «Женщины считают, что я...»);
4. Полоролевые предпочтения - ценности индивида в отношении стереотипного или коррелирующего с ним поведения того или иного пола, («Хотелось бы, чтобы я был...», (я-идеальное);
5. Сексуальные предпочтения - ценности индивида в отношении представителя другого пола, дифференцированность сферы психосексуальных ориентаций («Хотелось бы, чтобы мой сексуальный партнер был...», «Мой реальный сексуальный партнер....».
В нашем исследовании мы использовали четыре шкалы из предложенных в методике: Это «на самом деле Я..» ; « мужчина должен быть..» ; «хотелось чтобы Я был...» ; « мужчины считают что Я..»; « женщины считают что Я»; « женщина должна быть..». [15]
Опросник по изучению макулинности и фемининности С. Бэм.
Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).Андрогин (греч. «обоеполый») — мифическое существо, обладающее признаками обоих полов, реже — бесполое. Согласно мифологии, за то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по Миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Отсюда родился термин – андрогин. Это человек, в равной степени сочетающий в себе признаки как женского,так мужского.Маскулинность и фемининность:
А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины.
Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.
На первый взгляд, кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими - "мужественность" и "женственность". Но русское слово "мужественность" обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. "Мужественная женщина" звучит хорошо, а "женственный мужчина" - очень плохо. "Маскулинность" - не столько мужественность, сколько "мужчинность", мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.
Интерпретация
Испытуемого относят к одной из 5 категорий: IS меньше -2,025: ярко выраженная маскулинность.IS меньше -1: маскулинность; IS от -1 до +1: андрогинность; IS больше +1: фемининность; IS больше +2,025: ярко выраженная фемининность.
Отмечено, что люди, обладающие выраженной андрогинией в поведении, успешнее справляются с деятельностью, требующей проявления как женских, так и мужских поведенческих характеристик. Такие люди легче понимают противоположный пол, быстрее и успешнее находят общий язык в общении с представителями обоих полов.
Результаты исследования и их анализ
Результаты испытуемых тестирования по методике С. Бэм девочек и мальчиков из полных и неполных семей
Рисунок № 1

Шкалы на данном графике показывают, к какому психологическому полу себя относят дети из полных и неполных семей - мальчики и девочки.
Результаты показывают незначительное различие между мальчиками и девочками (male- мальчики, female- девочки) из неполных семей. Но между шкалами мальчиков и девочек из полных семей различия сравнительно значимые. У мальчиков, в отличие от девочек, высокие показатели, которые говорят о более чётком определении психологического пола.
Ресунок № 2
Результаты тестирования по методике С.Бэм детей из полных и неполных семей различной национальности



На рисунке № 2 приводится показатели ответов испытуемых по опроснику С.Бэм для представителей узбеков, русских и татар из полных и неполных семей. По шкалам видно значительное различие между детьми обеих выборок. По шкале самое высокое положение занимают результаты русских детей из полных семей в определении психологического пола. Между детьми разных национальностей из полных и неполных семей не наблюдается выраженная разница в определении психологического пола.
Рисунок № 3
Результаты тестирования по методике М.Куна девочек и мальчиков из полных и неполных семей

На графике приводятся шкалы результатов по методике М. Куна и Т. Макпартленда «20 утверждений на самоотношение». Между мальчиками и девочками из неполных семьей различия не значимые. У мальчиков из полной семьи высокие показатели. Это говорит о хорошем самоопределении.



Как видно по таблице, высокая положительная корреляционная связь наблюдалась между методикой FPI и методикой С. Бэм. Это говорит о хорошей согласованности между шкалами маскулинности-фемининности этих методик и является косвенным подтверждением их валидности.
Высокая положительная корреляционная связь наблюдается между методикой «Рисунок человека» и методикой С. Бэм. Данная связь объясняется тем, что отношения ребенка к значимой личности из его окружения зависит от его психологического пола.
Также методика С. Бэм высоко коррелирует со шкалами методики «Маскулинность и Фемининность». Такая связь указывает, что психологический пол ребенка во многом определяет его полоролевую идентичность, стереотип и поведение.
Методика FPI имеет высокую положительную корреляционную связь с методиками С. Бэм, «Рисунок человека» и методикой «Маскулинность и Фемининность».
Корреляционная связь FPI с методикой «Рисунок человека» указывает на то, что соответствующий пол ребенка определяет его образ идеального « Я».
А корреляционная связь FPI с методикой «Маскулинность и Фемининность» объясняет соответствие пола ребенка с его субъективным отношением уровня развития определенных черт.
Также высокий коэффициент корреляции наблюдается между показателем по методике Маховер и показателем «Маскулинности и Фемининности».
Данное положение говорит о том, что полоролевая идентичность, стериотип и соответствующее поведение во многом определяют то, как ребенок воспринимает себя в этой жизни.
В методике «Рисунок человека» высокие положительные связи с методиками С.Бем и методикой «Маскулинность и Фемининность». Использование в рисунках мужских и женских признаков коррелирует именно с тем, насколько развиты у детей полоролевая идентичность, идеалное «Я», полоролевое поведение и стереотипы о тех чертах и качествах, которыми должны обладать мужчина и женщина.
Заключения: На основе анализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.
1. Детей из неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествами как смелость, воля, сила характера, надежность, ответственность.
2. Девочки из неполных семей в меньшей степени копируют женское поведение (поведение матери) в отличие от девочек из полной семьи.
4. Мальчики из неполных семей в большей степени склонны к копированию женского поведения, в отличие от мальчиков из полных семей.
5. Дети из неполных семей больше склонны к завышению оценки некоторых женских и мужских качеств, к идеализации мужского и женского образа, нежели дети из полных семей.
6. Дети из полных семей имеют лучшее представление о том, какими качествами должны обладать мужчина и женщина.
8. Дети, воспитывающиеся в семье, где есть отец, имеют лучшее представление о поведении мужчины, его личностных качествах.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Действительно, дети из неполных семей склонны приписывать женщине маскулинные качества, несколько идеализировать мужской образ (например, по показателю заботливости и других). Но, приписывание андрогинных качеств женщине совсем ненамного превышает аналогичный показатель у детей из полных семей.

Литература

1. Маджидова Д. А. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения [Текст] / Д. А. Маджидова, З. Ш. Мамараимова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 738-740.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990- 128c.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: 1993. – 368 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: 2002. –234 с.
6. Авакова С.В., педагог-психолог ГОУ СОШ № 629 г. Москва
7. Радецкая К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье [Текст] / К. В. Радецкая // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 721-724.
8. Большой толковый социологический словарь / Под ред. Д.Джери, Дж.Джери. Т. 1. А. М,, 1999. С. 110.
9. Большой психологический словарь/ Авдеева Н.Н. и др. Под ред. , Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. - 666с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.


 

2012-2017. © Buxoro davlat universiteti. Barcha huquqlar himoyalangan.