ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ПСИХИКИ

Азимова Замира Хуснитдиновна Директор Центра психологических услуг «Познай себя»
В данной статье показано видение автора о взаимосвязи между психикой и мышлением. Основываясь на анализе 24-летнего опыта работы с клиентами, автор дает свое понимание, видение того:
- Что такое ситуативная и фундаментальная работа психолога-консультанта с клиентом (с проблемой клиента)?
- В чем разница ситуативной и фундаментальной работы с клиентом (ситуативным и фундаментальным решением проблемы)?
- Из каких этапов состоит фундаментальная работа?
- Как и почему от понятия «психика» автор пришел к понятию «мышление»?
В нашем понимании фундаментальная работа – это не только работа на решение проблемы, но и на предотвращение, на предупреждение проблемы! И эта работа состоит из следующих этапов:
1. Решение проблемы, исходя из той роли, той проблемы, или той позиции, с которой пришёл клиент. Этот этап мы называем «Ситуативным решением»– решение проблемы только на уровне именно данной социальной роли, на уровне изменения характера и инструментов взаимодействия.
2. Решение проблемы на уровне Фундаментальных факторов человека (клиента), т.е. на уровне изменения, коррекции его психологического аппарата: на уровне работы его психики, на уровне его Психологического аппарата (ПА) и его личности, Личностной структуры (ЛСтр).
3. Решение проблемы на уровне изменения его Мышления– на уровне умения мыслить грамотными категориями, понятиями и расширения мышления, т.е. в соответствии с существующей объективной реальностью и с учетом всех участников взаимоотношений – Объекта взаимоотношений, Субъекта взаимоотношений и Ситуации, в которой столкнулись объект и субъект в данной проблеме.
Анализ многолетней практики позволил автору:
1. Сделать вывод, что работая с психикой и личностью клиента, психолог-консультант может помочь ему решить проблему;
2. Сделать гипотезу, что добавив к этому процессу работу с мышлением можно помочь клиенту предотвратить проблему и проблемы в будущем.
Изменение мыслительного аппарата, расширение, развитие МЫШЛЕНИЯ – это вопрос грамотного воспитания и формирования. И на этом основывается методика автора – методика формирования и воспитания Психологически грамотной и Психологически здоровой Личности.
Одна из основных задач и функций практикующего психолога-консультанта – это помочь клиенту увидеть, понять, сформировать грамотное отношение к своей проблеме и найти пути ее решения. Основываясь на определенной теоретической базе в процессе психологического консультирования, психолог имеет свой сформированный взгляд:
- на саму проблему,
- на процесс консультирования,
- на способы выявления этой проблемы,
- на пути решения этой проблемы.
Теоретической базой для психолога являются различные психологические школы, которые по-своему объясняют, дают свое видение того:
- как работает психика,
- как работают реакции человека,
- как происходит процесс чувствования и осознания проблемы,
- откуда и как в психике человека зарождается проблемное видение какой-либо ситуации,
- как решать проблему (способы, пути решения).
Мы тоже, как практикующие психологи, каждый день в работе с клиентами сталкиваемся с этими вопросами и работаем на то, чтобы помогать клиентам в решении их проблем. Консультируя клиентов, изучая эти процессы, мы смогли выработать свое видение на вопросы:
- Что такое проблема?
- Как формируется проблема?
- Какие есть способы решения проблем?
И работая в этом направлении, мы увидели, что есть блок работы направленный на выявление и решение проблем. Но изучив, проанализировав данный блок работы, мы увидели, что проблемы можно не только выявлять и решать, но и предотвращать. И на этом этапе (блоке) работы – предотвращения, предупреждения проблем – мы и столкнулись с понятием «мышление».
Работа на решение проблемы – является основной задачей психолога-консультанта. Но можно и нужно работать и на предотвращение, на предупреждение проблем, т.е. помочь человеку сформировать и скорректировать себя так, чтобы этих проблем в будущем было меньше. Работая в этом направлении, мы и вышли на понятие «мышление». И в этой статье мы хотим показать взаимосвязь между психикой и мышлением.
Какие компоненты человека участвуют в его ежедневной жизни, в его взаимоотношениях с миром (в процессе приема информации из вне, ее переработки и выдачи реакции на эту информацию во вне)? Как, исходя из этого, работать психологу с клиентом? Какие цели должен достичь психолог в процессе консультирования клиента? Отвечая на эти вопросы, мы проходили несколько этапов работы с клиентом.
Первый этап.
К нам приходили на консультацию клиенты. Они приходили с проблемами в каких-то своих социальных ролях: в роли мамы, жены, подруги, партнера и т.д. Работая с конкретной проблемой в конкретной социальной роли – как жена (мама, друг и т.д.) мы констатировали, что у человека проблемы в том-то…. и для решения этой ролевой проблемы необходимо сделать так-то, или так-то. Но улавливая повторяющиеся моменты в этих и в других социальных ролях этого человека, мы пришли к тому, что данные рекомендации по решению данной проблемы является ситуативными, а само решение - ситуативным решением проблемы. Поэтому, на этом этапе работы с клиентами мы пришли к следующему выводу – для того, чтобы решить проблему «на корню», т.е. чтобы этой проблемы не было у клиента и в других социальных взаимоотношениях, ролях, ее надо решать на уровне его фундамента, на уровне его фундаментальных факторов (ситуативное решение проблемы – это решение в отдельной социальной роли и отдельных социальных взаимоотношениях, а фундаментальное – это решение проблемы на личностном уровне).
Второй этап.
Что же такое решение проблемы на уровне фундаментальных факторов? Оказывается, если изучать проблему глубже, то проблема у клиента не в том, что он в какой-то социальной роли (жены, друга, коллеги, партнера и т.д.) чего-то не умеет. А в том, что в его психике информация перерабатывается неадекватно, неграмотно:
- его психологические программы (ППр) искажают информацию,
- в его нормах может быть несоответствие реальности,
- его психологический стержень (ПСт) что-то может искажать (добавлять или исключать компоненты) в картине реальности
- и др.
Таким образом, мы поняли, что под каждой ситуативной проблемой лежит нечто такое, что вырабатывает эту проблему, способствует формированию и проявлению этой проблемы. Мы пришли к тому, что есть некий аппарат или есть некая структура, которая и рождает у нас эти чувства, эти мысли, эти действия, даёт именно тот эмоциональный и интеллектуальный окрас, который и проявляется в виде реакций человека в конкретных социальных ролях, взаимоотношениях. Этот процесс показан на схеме [2].
Когда человек попадает в какую-то ситуацию, он реагирует на информацию, слова, действия. И реагирует и проживает он как ЛИЧНОСТЬ (Личностная структура). Информацию эту принимает и обрабатывает ПСИХИКА (Психологический аппарат). Т.е. человек воспринимает (чувствует и осознает) поступающую информацию Психологическим аппаратом, и реагирует на нее своей Личностной структурой.

Схема процесса обработка информации в психике человека.
Как мы видим этот процесс?
Информация поступает в Подсознание (П) человека и вызывает у него некие ЧУВСТВА. Потом, как у сознательного существа, у человека эти чувства должны пройти процесс ОСОЗНАНИЯ (процесс осознания проходит в психологическом аппарате (Психологическом иммунитете, Психологическом стержне, Психологических программах) человека, основываясь на компоненты Личностной структуры) – информация из Подсознания переходит в Сознание (С) и оформляется в какие-то МЫСЛИ.
Эти мысли принимают форму определенных слов, категорий. Т.е. в Сознании чувства вербализуются и оформляются в слова. Затем эти слова, проходя через Личностную структуру, получают конечную форму выражения в виде ДЕЙСТВИЯ.
И у человека могут быть проблемы как на уровне ЧУВСТВ, как на уровне вербализации – МЫСЛЕЙ и СЛОВ, так и на уровне ДЕЙСТВИЙ. Поэтому мы ищем проблему человека в его Чувствах, Голове, Характере и Инструментах (схема – «Дыня» [2]). Отсюда – решением проблемы является комплексная работа человека по всем элементам данной схемы. Соответственно – искать решение проблемы только в изменении характера – изменении каких-то действий или инструментов в каких-то отдельных социальных ролях, не является для нас решением проблемы.

Дыня

Мы понимаем, что Психологический аппарат человека, его Личностная структура, по каким-то причинам сформированы так, а не по-другому. Поэтому человек говорит, действует именно так: он умеет или не умеет прощать, умеет или не умеет уступать, умеет или не умеет договариваться и т.п. Под всеми этими проблемами лежит наш Психологический аппарат и наша Личностная структура. Наш Психологический аппарат почему-то именно так, а не по другому перерабатывает ту информацию, тот информационный поток, который к человеку поступает. А наша Личностная структура именно так (как умеет, научена, исходя из своих природных данных и т.д.), выражает своё отношение к ситуации и выдает реакцию посредством Характера.
Поэтому на данном этапе работы с клиентом мы приводили его к тому, что ситуативное решение проблемы – это не полное решение проблемы. Это решение проблемы только в какой-то роли, но суть проблемы лежит не в этой роли, не в каких-то наших ролевых функциях. И мы стали работать и с психикой, и с характером, личностью человека, основываясь на Схему. Но оказалось, что работа на изменение личности, характера, программы головы, чувств это тоже еще не решение проблемы.
Третий этап.
Прошли годы пока мы не увидели, что за этим Психологическим аппаратом есть ещё что-то. Изменение человека на уровне его фундаментальных факторов – на уровне изменения работы его Психологического аппарата и Личностной структуры, тоже не является конечной точкой. Психологический аппарат перерабатывает то, что есть, он работает с той информацией с которой он может работать, это во первых. Во вторых – Психологический аппарат работает именно так, как сформирован, в том диапазоне, в котором он сформирован и расположен. Наша психика работает так, как она сформирована. Какие допуски минимальных и максимальных границ в ней записаны, в тех рамках она и будет действовать. А что же определяет эти рамки, те понятия и допуски в которых психика действует? Изучая это, мы пришли к тому, что за психикой есть ещё что-то, что даёт ей какую-то базу информации, допусков, границ. Мы поняли, что когда мы работаем на решение проблем через коррекцию Личностной структуры и через коррекцию его Психики, его ПА, у человека должно быть что-то, что сможет поменять программу мысли, программу работы психики. Так мы вышли на понятие «мышление человека».
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности [1]. В этом мире есть и мы, и другие, есть целый мир и есть различные ситуации [2].
Объект, Субъект, Ситуация
Видим мы это в виде схемы – Объект, субъект, ситуация (ОСС) [2].
И если в наше мышление, в мыслительную программу не попадают все эти три элемента, а помещается всего один или два компонента, тогда психика не сможет работать в полную силу, учитывать всех участников взаимоотношения, взаимодействия. И это будет искажать реальную, истинную картину мира. Что соответственно может и будет создавать проблемы. Исходя из того, какой компонент исключается или искажается и будет зависеть формирование проблемы. Например, максимальное участие Субъекта и минимизация остальных компонентов будет базой для исключения и искажения объективных факторов. Или если говорить проще, в этом случае человек не будет учитывать желания и возможности Объекта и (или) реальности.
От мышления (Замира Азимова – автор методики) мы пришли к психике, а от психики мы опять пришли к мышлению. Мышление это общий обхват нашей жизни, объективного и субъективного мира. Но реализация наших мыслей, оформление этих мыслей во что-то конкретное и реальное идёт через психику и нашу личность. И мы поняли, что работая с психикой, мы можем решать проблемы. Но добавив в этот процесс компонент «мышление», мы можем работать на предотвращение проблем. Почему? Проблема – это нарушение или искажение адекватного взаимодействия человека с собой и окружающим миром. Проблема может проявляться как в виде внутренних переживаний, депрессий, болезней, внутриличностных конфликтов, так и в виде нарушения межличностных взаимоотношений в различных социальных ролях. Так мы пришли к следующему выводу – нельзя фундаментально, «на корню» решить проблему человека, меняя только его Психологический аппарат и Личность (ЛСтр и характер). Нужно решать проблему и на уровне его Мышления.
Поэтому на сегодняшний момент наше видение фундаментальной работы с клиентом состоит из следующих этапов:
1. Мы начинаем работу с ситуативного решения проблемы, исходя из той роли, той проблемы, или той позиции, с которой к нам пришёл клиент.
2. Обязательно после этого мы показываем ему, что все его ситуативные проблемы идут из-за того, что в его Психологических программах (ППр) записано что-то не так, его Психологический стержень обрабатывает информацию не целостно (с учетом всех компонентов реальности), и др. Так мы выводим его на себя, на Субъект данных отношений и на решение проблемы на уровне его фундаментальных факторов.
Решением проблемы на фундаментальном уровне мы называем решение на уровне изменения, коррекции психологического аппарата, на уровне работы его психики, на уровне его Психологического аппарата (ПА) и его личности, Личностной структуры (ЛСтр). А ситуативным решением – решение проблемы только на уровне именно данной социальной роли.
3. Цель и задачи фундаментального решения проблемы – это помочь человеку научиться жить в этой меняющейся объективной реальности и развивать и доформировывать свою Личность в соответствии с этой объективной реальностью и со своей реальностью (то есть соответствовать своему полу, возрасту, социальным ролям, социальным нормативам и самое главное – своей человеческой природе и философии). Научить его мыслить шире и грамотными категориями, понятиями (мыслить соответственно существующей объективной реальности с учетом всех участников взаимоотношений – ОСС).
Изменение мыслительного аппарата, изменение, расширение, развитие МЫШЛЕНИЯ – это вопрос грамотного воспитания. С детства в ребёнка должна закладываться грамотная программа мыслей, действий. Здоровое отношение будет выражаться в том, что у ребёнка будет сформировано грамотное, здоровое отношение к себе и к миру.
Здоровые и грамотные признаки психики - это умение грамотно и адекватно видеть, воспринимать, и строить отношения с собой и реальным миром.
А это в нашем понимание и есть основа Психологически грамотной и Психологически здоровой личности. И если с самого детства в воспитании детей будет учитываться и формироваться Психологически грамотная и Психологически здоровая личность, то взаимоотношения в этом мире станут грамотными и здоровыми, и соответственно общество будет более грамотным и здоровым. Что и является конечной целью всех фундаментальных наук, в том числе и науки психологии.

 

2012-2017. © Buxoro davlat universiteti. Barcha huquqlar himoyalangan.